Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Р-235
Железнодорожный вокзал г.Ртищево Саратовской области
Утром 22 июня 1941 года город облетела роковая весть: на Родину совершенно вероломное нападение фашистской Германии.
- Отечество в опасности!
Эти слова, прозвучавшие по всесоюзному радио, пробудили в душах ртищевцев патриотический порыв. На митингах, сходах горожане выражали горячее стремление идти на войну, встать на защиту наших городов и сел, нашего города. Многие тысячи уходили на фронт добровольцами, не ожидая повестки военкомата. Уже в июле в Ртищево был сформирован полк народного ополчения. В его составе насчитывалось 53 отряда общей численностью 3500 человек.
Очень напряженно в годы войны работал железнодорожный транспорт. Особая роль отводилась Ртищевскому узлу. 28 июня 1941 года в ртищевский райком КПСС было передано по телеграфу постановление Государственного Комитета Обороны СССР, подписанное его председателем И. В. Сталиным, в котором район Ртищево объявлялся прифронтовой зоной.
Днем и ночью трудились жители города над созданием сооружений по охране дороги, предприятий узла. Работали добровольно. И вскоре весь город по его периметру, и прежде всего его территорию, расположенную близ железнодорожного полотна, окружили ложные объекты.
Роль узла на перекрестке России как на большой артерии по переброске нового пополнения защитников страны, военной техники, боеприпасов в годы Великой Отечественной войны трудно переоценить. Это понимало наше правительство, это признали в конце концов и враги. В записной книжке фельдмаршала Паулюса встретилась удивительная фраза: «Считаю грубейшей ошибкой немецкого командования то, что немецкие летчики не разбомбили Ртищевсий железнодорожный узел».
Государственный Комитет Обороны СССР подчинил администрацию Ртищевского отделения дороги непосредственно командующим двух фронтов – Сталинградского и Воронежского. Этим решением преследовалась одна цель: бесперебойно, не допуская заторов, продвигать к фронту все воинские эшелоны.
Почему именно Ртищевскому узлу отводилась роль огромной государственной важности? В 1942 году, во время величайшей во всей всемирной истории битвы, движение поездов со стороны Лисок, Поворино, Воронежа, Балашова на Кочетовку и Грязи крайне затруднилось. Единственный участок Грязи – Поворино, питающий Сталинград, мог пропускать за сутки не более шести пар поездов. Потребность же была в десятки раз выше: Ртищевское отделение на обоих участках – Пензенском и Балашовском располагало двухпутными перегонами, снабженными устройствами автоблокировки. Составы здесь следовали без всяких помех, обрабатывались по скоростному, график движения был настолько эффективен, что поезда шли один за другим.
10 апреля 2015 г., 21:34
Наталья Кузнецова
педагог дополнительного образования МОУ ДОД ДДТ "Гармония" г.Ртищево Саратовской области

Еще в этой местности

11 015 памятных мест 11 058 историй 4 901 город

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

    Рейтинг@Mail.ru