Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Чукотский автономный округ, поселок городского типа Эгвекинот
Памятник летчикам АЛСИБа
На самом дальнем северо-востоке нашей страны, в краю вечной мерзлоты и полярных сияний, на берегу живописного Залива Креста Берингова моря, в 32 километрах от Полярного круга, в окружении величественных сопок расположен один из самых красивых поселков Чукотки – Эгвекинот. Здесь моя малая Родина, любимая школа, добрые друзья…
В этом году вся наша страна будет отмечать славную дату – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Чукотка самый отдаленный от мест боевых действий регион в нашей стране, кажется, что война обошла ее стороной, но это не так.
Через небо Чукотки, в 1942−45 годах, была проложена воздушная трасса между Аляской и Сибирью – АЛСИБ, по которой на советско-германский фронт перегонялись по ленд-лизу боевые самолеты производства США.
Жители Чукотки и заключенные «Дальлага» строили взлетно-посадочные полосы и аэродромы на пути следования самолетов из Аляска в Сибирь. Трасса создавалась и работала в обстановке строгой секретности. Этот маршрут в то время по сложности и протяженности не имел аналогов в мире. Грандиозный проект осуществился. За три года наши летчики перегнали из США в СССР 8 000 самолетов и много грузов: технику, продукты, оружие и дипломатическую почту. Но непомерные трудности выпали на долю наших летчиков. За три года на советском участке трассы АЛСИБ произошло 45 катастроф, погибло 115 летчиков.
На территории нашего района крушения самолетов происходили в основном в районе села Уэлькаль.
23 августа 1943 года проиозошла катастрофа самолета С-47 № 25 644 в 50 километрах от поселка Эгвекинот (предгорье Золотого хребта): при пробивании облачности самолет врезался в сопку. Погибли: старший лейтенант Герасимов Евгений Федорович – командир корабля 8-го ТАП, младший лейтенант Петухов Николай Федорович – второй пилот 8-го ТАП, младший воентехник Кутилин Никодим Алексеевич – бортмеханик 8-го ТАП, сержант – Оконечников Петр Капитонович – бортрадист 8-го ТАП. Самолет сгорел.
Ввиду непроходимости местности погибший экипаж не удалось вывезти…
О дальнейших событиях мне рассказала мама. В школе поселка Эгвекинот, где она училась, работал замечательный учитель Юрий Иванович Воробьев – старший сержант запаса, ветеран Великой Отечественной войны, участник Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, кавалер боевых орденов и медалей. Юрий Иванович преподавал в школе начальную военную подготовку, физкультуру, позже – рисование.
А в свободное время организовывал ребят в походы по Чукотке. В начале 70-х годов, во время одного из таких маршрутов, занявших несколько дней, ребята нашли потерпевший аварию самолет. «Красные следопыты» с юношеским азартом начали поиск. Были установлены имена и послужной список членов экипажа, адреса из родных.
9 мая 1985 года на склоне сопки Пионерской поселка Эгвекинот, в торжественной обстановке при стечении большого количетсва жителей, в присутствии ветеранов Великой Отечественной войны был открыт памятник летчикам, погибшим на трассе АЛСИБа.
Автор памятника – житель нашего поселка, член Союза Художников России, Константин Базикович Добриев.
Я знаю дядю Костю с детства, долгие годы наша семья дружит с ним. Дядя Костя вспоминал, что когда он учился в школе, Юрий Иванович Воробьев проводил конкурсы детских рисунков на лучший проект памятника погибшим летчикам. Мальчишки с энтузиазмом рисовали самолеты, пропеллеры <nobr>и т. д.</nobr> Юрий Иванович относил рисунки в поселковый Совет и в райисполком. Добивался, чтобы установили в нашем поселке памятник летчикам. И только спустя многие годы мечту учителя осуществил его ученик.
Дядя Костя вырос, закончил художественное училище во Владивостоке, а позже победил в конкурсе проектов памятника летчикам уже среди взрослых художников. Его памятник – это символическое вертикальное крыло самолета со звездой на просвет. Силуэт памятника хорошо виден с разных точек поселка, с кораблей, заходящих в наш морской порт.
К подножью монумента приходят взрослые и дети в праздники и будни, чтобы отдать дань памяти и уважения всем доблестнви воинам нашей страны, отдавшим свои жизни за мирное небо над нами, за нашу жизнь.
В этом году 9 мая исполнится 30 лет со дня установки памятника и 70 лет великой Победы. Пионерская сопка будет еще в снегу. Вереница людей устремится к подножию памятника, горнолыжники зажгут на склоне сопки символическую звезду и надпись: «Помним, гордимся!» Небо над памятником и поселком озарится сполохами праздничного салюта.
10 апреля 2015 г., 21:07
Владислав Иваницкий
учащийся 11 класса МБОУ СОШ

Еще в этой местности

11 015 памятных мест 11 058 историй 4 901 город

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

    Рейтинг@Mail.ru