Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Новгородская область, Крестецкий район, село Ямская Слобода
Монумент «Авиаторам Северо-Западного фронта»
Все проезжающие по автотрассе Санкт-Петербург – Москва видят на въезде в Крестцы величественный памятник воинам-авиаторам Северо-Западного фронта, который был торжественно открыт 18 августа 1978 года. Монумент выполнен в виде устремленного в небо истребителя МИГ-19. Там же на мемориальной доске начертано: «В память о встрече ветеранов 108-го Гвардейского штурмового авиационного Рава-Русского Ордена Суворова полка в ознаменование 60-летия СССР и 40-летия участия в боях на Северо-Западном фронте».
Установлен он здесь не зря. В годы Великой Отечественной войны с сентября 1941 года небольшой городок Крестцы стал прифронтовым. Немецкие войска были остановлены на линии фронта: озеро Ильмень – посёлок Лычково – озеро Селигер. На территории Крестец располагался аэродром, на котором базировались постоянно прибывающие и вновь убывающие авиационные полки.
Аэродром «Крестцы» создавался в 1937–1939 гг. г. с привлечением местного населения. Аэродром полевого типа предназначался для лагерного размещения 17 авиабазы прибывшей из Новгорода для обслуживания 2-й БАД (бомбардировочная авиационная дивизия) в апреле 1941 года. В состав авиадивизии входили 3 авиаполка, 64 самолёта, которые и встретили войну на Крестецкой земле.
К июню 1942 года посёлок Крестцы и аэродром стали одним из крупнейших аэродромных узлов ВВС СЗФ. Военные шутя называли Крестцы «столицей» фронта, куда вели все дороги.
Крестцы являлись центром аэродромного узла, это был смешанный аэродром. Оттуда шло управление десятком прифронтовых аэродромов. В посёлке находились постоянно штабы 2-х авиадивизий (истребительной и штурмовой). С аэродрома взлетали 2 авиационных полка, а на аэродроме «Шеребуть» базировался полк лёгких ночных бомбардировщиков. Также авиаполки базировались и на аэродромах в Сомёнке, Винах. С момента же создания 6-й Воздушной Армии (20 апреля 2015) в Крестцах получают «постоянную прописку» штабы 240 ИАД (истребительная авиадивизия) – полк <nobr>С. Я. Симоненко</nobr>, 243 ШАД (штурмовая авиадивизия) – 74 штурмовой полк.
18 марта 1943 года приказом Наркома Обороны СССР под № 128 за проявленную отвагу, стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава в боях с немецко-фашистскими захватчиками 243-я штурмовая авиационная дивизия была преобразована в 2-ю Гвардейскую, а 74 ШАП преобразован в 70-й Гвардейский Краснознамённый ордена Суворова 3 степени Белорусский штурмовой авиационный полк.
Вплоть до 1944 года с крестецкого аэродрома самолёты совершали боевые вылеты на Новгород, Старую Руссу, которые были заняты немецкими войсками, в район Парфино, где шли жестокие бои.
108 штурмовой гвардейский авиаполк «16 марта 1942 года получил приказ на перебазирование на Северо-Западный фронт. Здесь он вошел в состав второй ударной авиагруппы Ставки Верховного Главнокомандования и оказывал поддержку войскам фронта в их ожесточенных оборонительных боях с частями 16-й немецкой армии и резервами групп фашистских армий „Север“, предпринимавшими попытки пробиться к своим войскам, окруженным в районе Демянска.
Ежедневно по два и три раза вылетали летчики на штурмовку живой силы, артиллерийских позиций, аэродромов, танковых и механизированных колонн, других видов боевой техники фашистов. Каждый из тех полетов представлял собой смертельную опасность.
Лишь боевой опыт и искусство вождения групп таких опытных командиров как Макаров, Останов, Богданов, Михайлов, Белышев, Якушев, Разломий позволяли отлично выполнять сложные и опасные боевые задачи с минимальными потерями. Самолеты приходили на аэродром буквально изрешеченными нулями и осколками снарядов. Часто привести такой побитый в бою самолет и посадить его на свой аэродром стоило летчикам, больших усилий. А восстановить его как боевую машину, чтобы она завтра, а то и в тот же день вновь поднялась в воздух, могли лишь такие „золотые руки“, какими являлись техники, механики, авиаспециалисты, старшие техники полка И. Кушнерёв и М Броун. Авиамеханики звеньев И. Рагулин, Денисенко, Н. Сачко, А. Новиков умело организовывали ремонт и восстановление повреждённых самолётов.
Каждый боевой вылет использовался для улучшения тактики боя. Нужно было так маневрировать в полете над целью, чтобы избежать поражений от мощной зенитной обороны и огня истребителей противника. Па Северо-Западном фронте к тому времени противник имел большое численное превосходство в авиации. Это выдвинуло на первый план проблему самозащиты штурмовиков.
В беседах и спорах рождались все вовне и новые мысли и идеи. Смекалистый, и уже зарекомендовавший себя в бою, смелым и находчивым стар¬ший сержант Василии Рябошапко, высказал мысль о том, что „Илы“ могут сами себя прикрыть и защитить.
Нуж¬но использовать такое построение штурмовиков, при котором четыре – шесть ИЛ-2 прикрывала бы пара „Илов“ идущих сзади и выше основ¬ной группы.
Ценные предложения о том, как из¬бежать потерь от истребителей противника при вылетах групп „Илов“ без прикрытия истребителей, высказал также поступивший в полк лишь 10 марта, но уже успевший показать свой „волжский характер“ младший лейтенант <nobr>Ф. А. Жигарин</nobr>.
Учитывая важность защиты задней сферы одноместного самолета ИЛ-2, в полку были оборудованы самодельные установки под пулемет. Закрепив ШКАС (авиационный скорострельный пулемет конструкторов Шпитального и Комарицкого) в заднем люке фюзеляжа, летали в качестве воздушных стрелков старший инженер полка, специалисты авиавооружения <nobr>Г. М. Куперберг</nobr>, <nobr>И. М. Гуржий</nobr>, Шевнин, механики и стрелки авиавооружения Кузьмин, Олейников, Постнов, комсорг полка Юрченко и другие, включая работников штаба.
Польза от принятых мер скоро дала свои результаты. В нашем полку герои-летчики первыми в ВВС доказали возможность прикрытия штурмовиков штурмовиками, вести бой на „Илах“ и сбивать не только бомбардировщики и транспортные самолеты гитлеровцев, но и самолеты, истребители типа ME-110 и МЕ-109.Зародилось это в нашем полку».
Так Крестцы стали в годы Великой Отечественной одним из крупных аэродромных узлов 6-й воздушной армии. Это придавало прифронтовому району особую важность. Недаром после войны, когда встал вопрос о сооружении памятника авиаторам Северо-Западного фронта, местом для него был избран именно посёлок Крестцы.
10 апреля 2015 г., 15:17
Анастасия Алексеева
Ученица 9 "Б" класса МАОУ "Гимназия "Исток".

Еще в этой местности

11 015 памятных мест 11 058 историй 4 901 город

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

    Рейтинг@Mail.ru