Воинам Великой Отечественной войны посвящается
улица Новаторов
Иркутский авиационный завод
Я живу в городе Иркутске и мне хотелось бы рассказать об иркутском авиазаводе, работники которого работали с утра до ночи, для того чтобы обеспечить фронт необходимой техникой (не только самолетами, но и танками).

И так начнем:

Первый самолет
В 1932 году, в марте, по приказу № 181 был создан завод под названием Иркутский авиационный завод № 125. Достаточно странно, но активно завод начал работать только спустя два года. В разработке планировалось сделать истребитель И-14, который в дальнейшем успешно прошёл пробный полёт и был пущен для производства. Основной задачей самолёта было истребление авиа силы противника, но первоочерёдной миссией – это оборона. Защита своего государство – вот для чего был создан И-14, а так же его можно было применять для транспортировки разных грузов, в частности авиа деталей. Истребитель проводил активные действия во время Первой мировой войны, именно для этой цели он были создан, а в дальнейшем улучшен в разы.


Завод имени Сталина
Особый этап в жизни завода – период Великой Отечественной Войны, когда в 1941-м завод был объединен с московским «Заводом № 39 имени Менжинского». В этой связи в Иркутск был эвакуирован не только сам завод, но и большая часть его персонала, который поначалу размещался в очень стесненных, некомфортных условиях. Для Иркутска это стало самым массовым «переселением» статусных столичных жителей после эпохи декабристов, ведь среди эвакуированных москвичей числились ведущие авиационные инженеры, техники и летчики-испытатели.
Предприятие получило новое название: ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени авиационный завод № 39 имени <nobr>И. В. Сталина</nobr>.
САМОЛЕТЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
Во время войны Иркутск в рекордно-короткие сроки освоил, построил и отправил на фронт сотни самолетов. И это были модели, значительно повлиявшие на ход войны: пикирующий бомбардировщик Пе-2 <nobr>разработки К. Б. Петлякова</nobr>, выпущенный здесь в количестве 730 штук, дальний истребитель Пе-3 бис, а также одна из основ авиаударной группировки нашей Армии – знаменитый дальний бомбардировщик Ил-4, коих Иркутск с 1942-го по 1944-ый годы собрал более 900 штук.


АВИАДИЗЕЛИ
Особая страница того сложнейшего времени – постройка самолетов с дизельными двигателями. Сначала, в 1943-м, был построен опытный образец дальнего бомбардировщика Ил-6 с двумя дизелями по 1500 л.с. каждый, на котором отработали новые технологии, а после было освоено серийное производство дальних бомбардировщиков Ер-2, разработанных <nobr>в К. Б. Ермолаева</nobr> – преемника легендарного авиаконструктора Роберта Бартини. Их отличали не только дизельные двигатели, но и красивые крылья особой, «ломаной» формы.
Авиадизели обеспечивали высокие летно-тактические характеристики Ер-2: пять тонн бомбовой нагрузки и дальность полета до 5200 км – рекордные показатели того времени. Да и в целом самолет настолько понравился руководящей верхушке СССР и, как гласит летопись, самому Сталину, что <nobr>в К. Б. Ермолаева</nobr> был заказан самолет «Особого назначения» – для перевозки на большие расстояния руководства страны, высшего командования Красной Армии, а также для возможного проведения на борту самолёта прямых дипломатических переговоров.

Иркутский комсомолец
Кроме строительства военных самолетов на базе иркутского авиационного завода было организовано строительство танковой колонны «Иркутский комсомолец».
В первый год войны по инициативе комсомольцев завода тяжелого машиностроения им. В. Куйбышева молодежь области начала сбор средств на постройку танковой колонны «Иркутский комсомолец».
В Иркутской конторе Госбанка был открыт счет 160091, на который делались взносы на строительство танков. Дружно включились комсомольцы и молодежь, а за ними и все трудящиеся области. Они отчисляли на танки заработанные на воскресниках деньги, вносили средства из своих личных сбережений, сдавали облигации госзаймов, драгоценности и вещи. Иркутяне не только собрали деньги в сумме 2842855 рубля на строительство танков, но и сами их построили.
Строили танковую колонну на выделенном участке перед выходом из главного корпуса Иркутского авиазавода.
Зачинателями выступили комсомольцы, отслужившие в армии, в танковых войсках и специалисты, ранее работавшие на танковых заводах.
Начали изготавливать танки в ноябре 1941 года. К началу работ были только бронекорпуса, танковые моторы М-5, коробки передач, радиаторы и кое-что из оборудования. Кроме того, был комплект чертежей в виде альбомов на танки БТ-5 и Т-26.
Наступила горячая пора. Работали много, часто бывало, когда по суткам не выходили с завода. Сборка задерживалась из-за отсутствия многих деталей. На ходу приходилось решать ряд сложных вопросов.
Комсомольцам удалось преодолеть все препятствия и к апрелю 1942 года 12 танков уже были сделаны: 8 танков БТ-5 и 4 танка Т-26.
9 апреля 2015 г., 10:07
Даниил Гусевский
Просто человек

Еще в этой местности

11 015 памятных мест 11 058 историй 4 901 город

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

    Рейтинг@Mail.ru