Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Еврейская автономная область, Ленинский район, село Башмак
Братская могила летчиков на сельском кладбище
Во время Великой отечественной войны и второй мировой войны в нашем селе Башмак Ленинского района Еврейской автономной области стоял 302-й истребительный авиационный полк и 605-й батальон авиационного обслуживания.
302-й истребительный авиационный полк начал формироваться 14 декабря 1940 года. Место формирования – село Бабстово ЕАО. В июле 1942 г. полк перебазировался в село Башмак ЕАО. 9 августа 1945 г. полк вступил в боевые действия против японцев на территории Маньчжурии и находился на фронте по 28 августа 1945 г. В октябре 1945 г. полк перебазировался на аэродром г. Хабаровска. За время боевых действий полк провёл 133 боевых вылета.
Основой 302-го истребительного авиационного полка стала 3-я эскадрилья 76-го штурмового авиационного полка. Материальный состав эскадры: самолёты И-16, УТИ-4, Р-5, Як-1.
Личный состав эскадры: 17 летчиков, 12 техников. По уровню подготовки летный состав только приступил к выполнению самостоятельных полётов по технике пилотирования. Молодой лётный состав для формирования полка прибыл из 168-го и 166-го разведывательных авиационных полков, а также из Качинской школы пилотов.
Все послевоенные годы жители села Башмак хранят память о летчиках.
На сельском кладбище установлен памятник погибшим пилотам. Краткое описание памятника на захоронении: памятник бетонный с мраморной крошкой, высотой 1,2 м, установлен в 1990 г. Количество захороненных – 7 человек, вид захоронения – братская могила.
В музее села Башмак мы нашли старые пожелтевшие письма однополчан 302-го истребительного авиационного полка и 605-го батальона авиационного обслуживания. Большинство сохранившихся писем подробно повествуют о людях, служивших в этом полку, о нелегкой военной службе. Все эти письма, документы, фотографии достались нам по наследству от наших ровесников – ребят восьмилетней школы села Башмак, активистов группы «Поиск» 70-х годов прошлого столетия, которой руководила бывший директор нашей школы, учитель истории, Почетный работник общего образования Российской Федерации Ирина Ивановна Огородник.
Какие же мы узнали сведения о погибших летчиках?
Лейтенант Артющенко Фёдор Владимирович, 1922 г. р.Уроженец Гомельской области села Крупец. 11 августа 1945 г. не вернулся с боевого задания в район Фудзин.
Бывший ефрейтор 605-го батальона авиационного обслуживания Абросимова Таисия Федоровна рассказывает о гибели летчика Федора Артюшенко: «Да, память… Как их, ребят, забудешь? Помню, как погиб Федя Артюшенко – во время боев с японскими захватчиками. Федю нашли в очень тяжелом состоянии, так как самолет врезался в сопку. Но Федя был еще жив, его отправили в госпиталь. Через какое-то время в часть сообщили о смерти Феди». Ему было 23.
На сайте «Мемориал» имеется приказ об исключении из списков младшего лейтенанта 605-го батальона авиационного обслуживания Власова Никифора Ивановича. Он умер 2 июля 1945 г.
Вот что вспоминает о его гибели <nobr>Каверзнева Н. Д.</nobr>, парашютоукладчица 605-го батальона авиационного обслуживания: «Он был очень живой, жизнерадостный, хотя и очень скромный человек. Он буксировал воздушную цель-конус, а другие летчики заходили сзади и стреляли по конусу. И вот один из летчиков при заходе попал по кабине самолета. Я как раз вела хронометраж полета. Смотрим: самолет начал качаться, пошел на снижение и упал от аэродрома на 5-ом километре. Потом раздался взрыв. Взорвался бак с горючим… Кто это видел, картина страшная. Вообще, непередаваемое чувство, когда на глазах гибнет боевой товарищ, а ты ничем не можешь ему помочь…». Ему было 21.
Остались также воспоминания <nobr>Каверзневой Н. Д.</nobr>, парашютоукладчицы 605-го батальона авиационного обслуживания о гибели летчиках Морозове, Кирьякове, Кондратьеве:
«Старший лейтенант Морозов был командиром 2-ой эскадрильи. Он погиб в мае 1943-го, в паре с младшим лейтенантом Кирьяковым Николаем. Морозов, как командир эскадрильи, проводил учебно-тренировочный полет, проверял способности молодых летчиков. В полете у них отказал мотор, заело тяги. Они не смогли выпустить шасси, тянули к аэродрому. Недотянули… Упали в болото без шасси. Самолет немного повредился, а они оба погибли сразу. Морозов и Кирьяков были хорошими ребятами. Их уважала и любила вся эскадрилья».
«Летчик Кондратьев погиб при полетах на самолете „Истребитель“ ЯК-9. В воздухе оторвалось крыло. Это было весной 1945-го, напротив села под Дауром. Самолет ушел в землю на 8 метров и в земле горел. Целый день нельзя было подступиться к этому месту, потому что на самолете была пушка и заряды к ней, да два пулемета с патронами. Это все взрывалось, вылетало наружу. А когда кончилась стрельба, сохранился карман от гимнастерки. В нем были все документы и комсомольский билет, немного обгорелый, но целый».
Ученики нашей школы традиционно ухаживают за могилой погибших летчиков, в дни празднования Победы возлагают венки.
7 апреля 2015 г., 11:39
Валентина Плетнева

Еще в этой местности

11 015 памятных мест 11 058 историй 4 901 город

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

    Рейтинг@Mail.ru