Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Р-33
Памятник летчикам
В Великую Отечественную войну кадровый офицер Рабоче-Крестьянской Красной Армии Кочеванов Василий Иванович вступил, имея в своём активе не только опыт полётов в воздушных парадах, но и опыт боевых действий в Западной Белоруссии и в войне с Финляндией. …В апреле–мае 1938 года из воинской части №25, где последнее время проходил службу командир эскадрильи бомбардировщиков капитан Кочеванов, был сформирован 44 скоростной бомбардировочный авиационный полк. Районом дислоцирования стал аэродром, построенный на месте осушённого болота у деревни Горшково, что неподалёку от города Старая Русса. Уже через несколько дней после сформирования и лётной подготовки
большинство экипажей могли решать боевые задачи на 7–8 км. высоте. 7 ноября 1938 года полк участвует в воздушном параде над Ленинградом и за высокую подготовку и слётанность экипажей командование Ленинградского военного округа всему личному составу объявляет благодарность. …В декабре 1938 года капитан Кочеванов В.И. назначается заместителем командира полка, старшим штурманом полка – капитан Юрков Иван Фёдорович.

30 ноября 1938 года – 12 марта 1940 года полк принимает участие в советско-финляндской войне. «В 1939 году стояла суровая зима: леденящая стужа, пурга, тяжёлая свинцовая облачность, – напишет позже в своих воспоминаниях бывший командир полка Колокольцев Михаил Николаевич, – технический состав: мотористы, техники, механики, при 45–50-ти градусном морозе снимали и ставили моторы, меняли колёса на лыжи, подвешивали бомбы, готовили вооружение. Однообразная заснеженная местность, низкая облачность, снегопады (особенно в начале войны) поставили нашу авиацию в тяжелейшие условия. А бомбить надо было точечные цели: дзоты, мощные доты. От переднего края наших войск 400–500 метров.
Малейший просчёт штурмана, неточность лётчика – смерть многим своим советским солдатам. Чтобы добиться точности – летали на низких высотах, на бреющем полёте. 1 декабря 1940 года заместитель командира полка Кочеванов В.И. со штурманом Анисимовым А.Я. летели на боевое задание, едва не цепля-
ясь за макушки деревьев – так их прижимал к земле густой снегопад» 21 марта 1940 года Указам Президиума Верховного Совета СССР 44-й скоростной бомбардировочный авиационный полк за образцовое
выполнение боевых задач в войне с Финляндией был награждён орденом Красного Знамени. 1 мая 1941 года полк в воздушном параде в Москве занимает 1 место среди его участников, за что весь личный состав приказом НКО СССР награждается денежными премиями. «…Начавшийся 1941 год войска Ленинградского военного округа встречают в сложной обстановке. Военно-воздушные силы округа имели 1563 исправных боевых самолёта. Кроме того, на северо-западном направлении находилось 656 самолётов ВВС Краснознамённого Балтийского флота и 115 самолётов Северного флота. К началу войны 32 авиационных полка, входившие в состав округа материальной частью были укомплектованы: 15 полков – на 70–80 процентов, 9 полков – на 15–20 процентов, остальные 8 полков не имели ни материальной части, ни личного состава, за исключением штабов. Вместе с формированием новых авиационных частей проводилось и перевооружение на новые типы самолётов. Но завершить эту работу к началу войны не удалось. Запаздывали в проведении реорганизации и авиационные тылы».
* (Ист. ОЛ. ЛенВО,1988г., изд. третье стр. 160).

…К боевой работе полк приступил 24 июня 1941 года с аэродрома Тулебля (около Старой Руссы). В этот день стало известно, что на территории Финляндии и Норвегии сосредотачивается немецкая авиация для нанесения удара по Ленинграду, Мурманску и Кандалакше. Чтобы предупредить её нападение, советская авиация с 25 по 30 июня провела налёты на аэродромы Финляндии и Северной Норвегии, где базировались немецкие и финские части ВВС. В первом из них участвовало 236 бомбардировщиков и 224 истребителя.
В ночь с 8 на 9 декабря 44 бомбардировочный полк подполковника Кочеванова участвует в штурме Тихвина и удостаивается – как особо отличившийся – наименования «Тихвинский»…

4 июля враг вторгся в пределы Ленинградской области, 5 июля захватил Остров, подошёл к Пскову. 5 июля 1941 года 44 скоростной бомбардировочный авиационный полк получил для изучения и переучивания самолёт ПЕ-2. Это была превосходная по тому времени летательная машина: цельнометаллический моноплан конструкции Петлякова с двумя двигателями по 1100 лошадиных сил, с двумя скорострельными пулемётами для стрельбы вперёд и тремя – для стрельбы назад, с бомбовой нагрузкой 1500 кг., скоростью 540 км. и потолком высоты 8840 метров. 8 июля на базовый аэродром 44 бомбардировочного полка в Тулебле был совершён массированный налёт гитлеровской авиации. Под угрозой захвата аэродрома немцами и потерей боевых машин, полк спешно перебазируется на аэродром Спасская Полисть, оставив в
Тулебле один новый самолёт ПЕ-2. Этот самолёт никто не знал, никто на нём не летал, ни за кем из лётчиков он закреплён не был. Только Хионин – воентехник звена – был знаком с этой машиной. Хионин в отчаянии бегал по опустевшему, разбомблённому аэродрому в поисках пилота, но никого не находил. Вдруг он увидел возле одной бомбовой воронки обсыпанного землёй, в стеблях травы, покачивающегося – контуженного рядом разорвавшейся бомбой – командира эскадрильи Гладченко. Воентехник предлагает пилоту садится в самолёт и взлетать.
– Да я на нём сроду не летал!
– Вы ведите, а я вам показывать буду…

Уверенность воентехника словно загипнотизировала пилота. …Взлетели. Но как убрать шасси? Наконец, удалось. Но куда лететь без штурмана? И Гладченко стал ориентироваться по местности, просматривая её
сквозь фонарь самолёта. Хионин же весь перелёт консультировал пилота. И вот посадка у своих…За этот подвиг старший лейтенант Гладченко был награждён орденом Красного Знамени, воентехник Хионин – орденом Красной Звезды.

…Неслыханно трудной была для Ленинграда первая военная зима. Враги рассчитывали взять город измором. Советские войска держали оборону у Автова и на Пулковских высотах, под Колпином и на Неве, у
Васкелова и Сестрорецка. Основным местом базирования 44-го Тихвинского скоростного бомбардировочного авиационного полка был аэродром в Сосновке. Ввиду ограниченности его взлётной полосы в зимнее время использовались аэродром в Левашове и озеро Кавголовское. Верховное Главнокомандование приняло решение зимой 1941–1942 года развернуть наступления на основных стратегических направлениях. Войскам Ленинградского, Волховского и Северо-Западного фронтов предстояло разгромить группу армий «Север» и деблокировать Ленинград. Бои на основных стратегических направлениях начались для авиаторов по существу ещё до того, как был отдан приказ о начале наступления.
Изо дня в день, даже в самую неблагоприятную погоду, лётчики наносили удары по врагу. Вот несколько слов из последней записи, которую сделал в своём дневнике убитый под Ленинградом командир вражеской роты капитан Гофман: «Адский концерт от действий русской авиации продолжается…» Наряду с повседневной боевой работой шла усиленная подготовка к полётам в сложных метеорологических условиях, причём особое внимание обращалось на индивидуальную подготовку. Необходимо было добиться того, чтобы в любую погоду, даже в условиях плохой видимости, каждый лётчик умел самостоятельно отыскать цель и уничтожить её. Сложные метеоусловия изменчивого ленинградского климата зачастую принуждали лётчиков летать почти вслепую, по верхушкам деревьев. Летать ночью – считалось подвигом.
Лётчики работали на пределе человеческих возможностей. Отбомбив вражеские позиции, возвращались на базу, заправлялись горючим, загружали бомбовые отсеки, бортовое вооружение снаряжали пулемётными лентами и снова – в бой. По два вылета в день. Технический же состав самоотверженно, в труднейших условиях возвращал машинам жизни, которые можно было списывать на металлолом. …Нам остаётся предполагать, насколько были измотаны лётчики, насколько был выбит личный состав полка, какими были метеоусловия, и что это было за задание, если на выполнение его полетели командир полка подполковник Кочеванов и старший штурман полка майор Юрков. При взлёте с ледового аэродрома Кавголовского озера самолёт врезается в гору Крестовую. Штурмана Юркова И.Ф. выбрасывает из кабины, – что и спасает ему жизнь... Это произошло в конце 12 марта 1942 года. До этого, в начале февраля, при подготовке бомбардировщика к вылету погибает военный техник I ранга Хионин Павел Васильевич – при запуске двигателя ему винтом самолёта срезает голову…
6 апреля 2015 г., 10:42
Наталия Гусакова
Ученица 5 А класса МОУ СОШ Токсовский центр образования

Еще в этой местности

11 015 памятных мест 11 058 историй 4 901 город

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

    Рейтинг@Mail.ru