Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Академический мост
Обелиск бывшим юным железнодорожникам, погибшим в Великую отечественную войну 1941-1945 гг.
Детская Восточно-Сибирская железная дорога (ДЖД).
Открыта: 8 ноября 1939 г.
Длина: 3,25 км, петлевая.
Остановочные пункты: 3 станции (Солнечная, Родники, Ангара).
Расположена на островах Юность и Конный р. Ангара, в центре Иркутска.
Подвижной состав: тепловозы ТУ2−053, ТУ2−228, ТУ7−2925, 14 вагонов ПВ51.
Ранее были: паровоз 159−070, танк-паровоз системы компаунд завода Краусс-Линц, 3 деревянных пассажирских вагона, 4 вагона PAFAWAG.
Адрес: 664001, Россия, г. Иркутск, Гончарная ул., 10А.

Ежегодно 9 мая на Детской железной дороге Восточно-Сибирской магистрали открывается новый пассажирский сезон. Открытие сезона традиционно проходит в День Победы. В нем принимают участие ветераны Великой Отечественной войны, дети-железнодорожники, руководители Восточно-Сибирской магистрали и жители Иркутска.

В 1941 году завершилось строительство паровозного депо на Малой Восточно-Сибирской. Дорога стремительно развивалась. Но наступило 22 июня. С началом войны в помещениях ДЖД разместился военкомат. Заводу имени Куйбышева был передан паровоз, на котором 16−17-летние машинисты с ДЖД перевозили военную продукцию на станцию Иркутск-Пассажирский. А более взрослые воспитанники Малой дороги ушли добровольцами на фронт. Завод изготовлял оборонную продукцию, а учёба юных железнодорожников не прекращалась, они занимались в технических кружках Дворца пионеров. Чтобы научится хорошо водить паровоз, в зимние каникулы юные машинисты ездили с лучшими машинистами депо Иркутск-2 по маршруту Иркутск – Черемхово.

Первым юным железнодорожникам, не закончившим обучение на Малой Восточно-Сибирской железной дороге, по воле судьбы пришлось участвовать в боевых действиях, защищать нашу Родину на всех фронтах. Многие из них положили свои жизни во имя Великой Победы.

После окончания Великой Отечественной войны завод вернул паровоз юным железнодорожникам и с 1947 г. Малая Восточно-Сибирская железная дорога возобновила свою деятельность.

В честь бывших юных железнодорожников, погибших в Великую отечественную войну 1941−1945 гг, установлен обелиск в виде раскрытой книги, на ней написаны их имена: Симаков Коля, Огнев Гриша, Марков Саша, Проценко Витя, Юшков Олег, Тимофеев Толя, Марков Ваня, Орлов Вадим, Темников Вова, Бушман Витольд, Полозов Вова, Крушинский Игорь, Мазов Саша.

За долгие годы работы Иркутской детской железной дороги много мальчишек и девчонок с различных станций Большой Восточно-Сибирской обучились на Малой ВСЖД железнодорожным специальностям. Кто-то из них связал свою судьбу с железнодорожным транспортом, многие стали крупными руководителями на стальных магистралях России. Но во все времена здесь чтили традиции и хранили память о подвиге юных железнодорожников.
4 апреля 2015 г., 10:00
Семён Васильевский
Ученик 2А класса лицея №36 ОАО "РЖД"

Еще в этой местности

11 015 памятных мест 11 058 историй 4 901 город

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

    Рейтинг@Mail.ru