Воинам Великой Отечественной войны посвящается
улица Гагарина
Бюст командира якутского объединенного авиационного отряда Валерия Ильича Кузьмина
Установлен у аэровокзала «Якутск» в сквере, носящем его имя.
Выполнен из бронзы.
Авторы: Прокопьев Семен Кириллович – скульптор, член Союза художников РФ, действительный член Академии духовности РС (Я).
Федоров Виктор Михайлович – скульптор, заведующий кафедрой общепрофессиональных дисциплин филиала негосударственного образовательного учреждения Московского института современного искусства в городе Якутске.
Кузьмин Валерий Ильич – командир Якутского объединенного авиационного отряда Якутского управления гражданской авиации.
Родился 7 ноября 1918 года в селе Иннях, ныне Олёкминского улуса Республики Саха (Якутия), в крестьянской семье. Якут. Рано остался без отца, как старший сын помогал матери поднимать младший детей. В 1933 году окончил 7 классов школы в селе Дельгей.
По направлению комсомольской организации поступил в Якутский техникум пушно-мехового хозяйства, уехал в город Якутск. Осенью 1935 года записался в только что открывшуюся лётно-планёрная школу. На следующий год был по направлению Якутской организации Осоавиахима поступил на учебу в Ульяновскую объединённую школу лётчиков и авиатехников, был зачислен на лётное отделение. В сентябре 1937 года вернулся родную Якутию дипломированным пилотом. Стал первым летчиком-якутом.
Некоторое время работал в поселке Незаметный, ныне город Алдан. Затем в Якутском аэроклубе, в феврале 1940 года состоялся первый выпуск авиамехаников Якутского аэроклуба, командиром звена которого был <nobr>В. И. Кузьмин</nobr>. Позднее работал пилотом 234-го авиаотряда спецприменения и Ленской группы полярной авиации.
На трассе Аляска – Сибирь.
В октябре 1941 года решением Государственного комитета обороны для связи с США началось строительство Особой воздушной линии (ОВЛ) через Берингов пролив, Чукотку, Колыму, Якутию до Красноярска. Из Якутской авиагруппы в распоряжение Управления ОВЛ, проводившего изыскания, строительство новых и реконструкцию существующих аэродромов, откомандировали из Якутской авиагруппы несколько пилотов. В их число попал и Валерий Кузьмин.
Где только не садился Кузьмин на вездесущих бипланах У-2 и П-5. Выручал опыт. В Усть-Нере еле примостил самолёт прямо на улице – другого, более удобного местечка не сыскал. В родном Инняхе приземлился на хлебное поле. Не обходилось без ЧП. Как-то при посадке на озеро в районе Чагды самолёт, проломив лёд, провалился по самые плоскости. К счастью, случилось это недалеко от берега. Но только через трое суток с помощью местных жителей и пассажиров удалось вызволить его из ледового плена.
Не одна подобранная с самолёта Кузьмина площадка в тайге и тундре становилась аэродромом перегоночной трассы.
Осенью 1942 года на пространстве между Уэлькалем на Чукотке и Красноярском были в основном закончены строительство и реконструкция аэродромов, и по воздушной трассе, получившей название «Аляска – Сибирь», началась перегонка самолётов, поставляемых в нашу страну из США по ленд-лизу.
А самолёт Кузьмина продолжал летать не только по безбрежным просторам Якутии, но бывал и в Иркутской области, и даже в Красноярском крае. Возил срочные грузы и запчасти, почту и служебных пассажиров, выполнял неотложные санитарные задания.
За время войны по трассе Аляска – Сибирь было доставлено в Советский Союз около восьми тысяч самолётов, активно участвовавших в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. Условия полётов на трассе были очень сложные, не обходилось без лётных происшествий и трагических событий. Нередко на поиски пропавшего самолёта вылетал Кузьмин.
В личном деле Валерия Ильича за годы войны накопилось много характеристик и представлений к поощрениям. В этих документах есть и небезынтересная для нас информация, которая как бы подытоживает работу пилота Кузьмина за этот период:
«Младший лейтенант <nobr>В. И. Кузьмин</nobr> прибыл в 8-й транспортный авиаполк 1-й перегоночной авиадивизии в октябре 1943 года на должность второго пилота самолёта С-47. Хорошо освоил вождение самолёта по радио, умело пользуется им при полётах вне видимости земли. Техника пилотирования днём в открытой кабине отличная, в облаках – хорошая. К предполётной подготовке относится серьёзно. Летать любит, в полётах вынослив».
За время работы в полку Кузьмин перегонял американские самолёты С-47, а также занимался перевозкой личного состава перегоночных полков, пассажиров и грузов. В феврале 1946 года он был утверждён в должности командира воздушного судна.
В начале 50-х годов становится командиром авиаэскадрильи, созданного после войны, 14-го транспортного авиаотряда. Подразделение обеспечивало потребности республики в авиатранспортных услугах, одновременно шла подготовка лётных специалистов.
Под его руководством была произведена замена огромного парка морально устаревших поршневых самолётов на современные турбовинтовые и турбореактивные лайнеры АН-24, АН-26, АН-12, ЯК-40, расширена география полётов. Шла активная подготовка производственной базы и персонала для приёма самолётов I класса ТУ-154, ИЛ-76. Осуществлена мощнейшая по масштабам с учётом дальней перспективы реконструкция аэропорта Якутск.
В 1962 году был представлен к присвоению звания Героя Социалистического Труда, которого был удостоен лишь спустя 11 лет. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, Знак Почёта, медалями. Заслуженный пилот СССР (1967). Почётный гражданин города Якутска.

Избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР трёх созывов, Якутского городского совета народных депутатов нескольких созывов.
Жил в городе Якутск. Скончался 1 июня 1983 года.
Его имя присвоено улице, площади и средней школе № 30. Учреждены премии и стипендии имени <nobr>В. И. Кузьмина</nobr>. На доме, где он жил последние годы, установлена мемориальная доска. Имя «Валерий Кузьмин» носили теплоход, приписанный к порту Тикси и самолет ТУ-154М авиакомпании «Якутия».
3 апреля 2015 г., 15:14
"Юные краеведы" МОБУ СОШ №35 г. Якутска РС (Я)
Ермолаев Алексей и Петров Егор, ученики МОБУ СОШ №35 г. Якутска - авторы проекта "Путеводитель по памятникам г. Якутска". Разработан и создан сайт "Путеводитель по памятникам г. Якутска" (URL-адрес: памятьсаха.рф). В данное время пополняются рубрики сайта материалами. Также учащиеся школы занимаются переводом информации сайта на английский язык.
Семенова Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания МОБУ СОШ №35 г. Якутска.
Ермолаев Алексей и Петров Егор, ученики 10 класса МОБУ СОШ №35 г. Якутска.

Еще в этой местности

11 015 памятных мест 11 058 историй 4 901 город

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

    Рейтинг@Mail.ru