Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Ульяновская область, Чердаклинский район, поселок городского типа Чердаклы
Композиция "Самолет"
Ульяновская область, рабочий поселок Чердаклы.
На круговой развязке поселка в 2013 году к празднованию 68-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне установлена композиция «Самолет». Самолет выбран не случайно. В сентябре 1941 года в рабочий посёлок Чердаклы из города Ярославля была эвакуирована 65-ая школа младших авиаспециалистов (ШМАС). Просуществовала школа в Чердаклах около двух лет. Потом школу перевели в город Энгельс, где продолжалось обучение младших авиаспециалистов.
Обучение в школе шло в течение 3−4-х месяцев. Курсанты осваивали специальность стрелка-радиста. Затем – экзамены и отправка на дальнейшее обучение в Туркмению. Оттуда – на фронт. На смену выпускникам ШМАС приходила следующая партия курсантов. В Чердаклинском районе специально для школы младшего авиационного состава было построено три взлетно-посадочных полосы. Одна авиаполоса располагалась недалеко от Чердаклов, у села Лощина. Со второй полосы зимой самолеты садились прямо на лёд озера Яик, находящееся недалеко от спиртзавода, в бараках которого размещалась школа. А третья – возле современного кольцевого перекрестка, где сейчас стоит самолет.
Мой прадед <nobr>Беленовский К. И.</nobr> в январе 1943 года был призван в армию. В ту пору ему было 17 лет и он учился в десятом классе средней школы. В соответствии со специальным указом Президиума Верховного Совета СССР призывникам выдали аттестаты об окончании школы с оценками за первое полугодие. С января по апрель 1943 года прадед обучался в 65-ой окружной школе младших авиаспециалистов. Здесь он познакомился <nobr>с Алексаниным С. В.</nobr>, дружбу с которым прадед пронес через всю жизнь. <nobr>Алексанин С. В.</nobr> так вспоминал время, проведенное в ШМАС: «Я попал в чердаклинскую Школу авиаспециалистов в начале января 1943 года, после призыва в армию. Мне тогда было 17 лет. Обмундирование сразу не выдали. Поначалу ходили, кто в чем приехал. Жили в бараках спиртзавода, спали на двухъярусных нарах. Кормили нас тоже не очень хорошо. Кому-то не хватало, но, в общем, было сносно. Теоретические занятия проходили на первом этаже здания чердаклинской средней школы. А на втором этаже ШМАС жила одна рота курсантов». В апреле многих выпускников ШМАС отправили в город Мары во вторую высшую Ивановскую школу ночных экипажей АДД. Там сформировался экипаж прадеда: летчик – Хромов Николай Михайлович, штурман – Порфиренко Иван Матвеевич, стрелок-радист – Беленовский Константин Иванович, стрелок – Комисарик Александр Григорьевич. Из Туркмении в апреле 1944 года они приехали на фронт.
В составе 108 Рижского Краснознаменного бомбардировочного авиаполка 36-й Смоленской авиадивизии Авиации Дальнего Действия с мая 1944-го по май 1945 года экипаж прадеда принимал участие в полетах на Выборг, Борисов, Таллин, Ригу, Шауляй, Тукумс, Либаву, Тильзит, Гумбинен, Пилау, Кенигсберг, Бреслау, Штеттин, Свинемюнде, Хель, Дебрецен, Будапешт, Фюрстенвальде, Берлин. За участие в сражениях мой прадедушка Беленовский Константин Иванович был награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией»,"За победу над Японией&quot;.
Даниил Февралёв.
31 марта 2015 г., 14:09
Даниил Февралев
Учащийся 2 класса Воскресной школы Рождества Христова г. Ульяновска

Еще в этой местности

11 015 памятных мест 11 058 историй 4 901 город

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

    Рейтинг@Mail.ru