Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Вокзальная улица
Памятник бронепоезду "Железняков"
Очень часто в истории сражений фигурирует упоминание о военной технике, которая стала легендарной на поле боя. Она внушала ужас и трепет врагам, а также участвовала в приближении долгожданных побед, которые кардинально меняли ход военных событий.
Каждому жителю Севастополя и гостю города знаком недвижимый черный состав у автовокзала – верный страж города-героя. Все знают, что памятник этот – бронепоезду, что прославился он во времена Второй Мировой войны. Но, увы, не каждый знаком с историей этой могучей передвижной крепости, а большинству неизвестно даже её название. Многим невдомек, что перед ними в облике паровоза с пламенной надписью «Смерть фашизму» застыл настоящий подвиг советских инженеров, солдат, машинистов.
На протяжении 2-х лет под умелым командованием бронепоезд «Железняков» защищал родные крымские земли. Постройка легендарного бронепоезда № 5 Береговой обороны Главной базы ЧФ «Железняков» закончилась в уже осажденном Севастополе, а 4 ноября 1941 года состоялось торжественное открытие с участием командующего Черноморским флотом. Впоследствии этот бронепоезд получил еще более запоминающееся имя – «Зеленый призрак». Именно так фашисты окрестили неуловимый, скрытный бронепоезд, выследить который было не под силу ни воздушным асам, ни группировкам солдат…
Созданный опытными работниками с ответственностью и творческим подходом, поезд был снабжен многочисленными орудиями и был приспособлен к извилистому крымскому рельефу. Первым заданием бронепоезда было уничтожение врага у деревни Дуванкой (Верхнесадовое), с чем он справился, благодаря мощному артиллерийскому огню.
В почетный список подвигов бронепоезда вошла также ликвидация тяжелой батареи в Бельбекской долине, которую «Железняков» совершил после освобождения Дуванкоя.
С 7 ноября 1941 года для «Зеленого призрака» началась славная полоса сражений. Удачливость «Железнякова», расчетливость и отвага его неутомимой команды поражала врагов. «Бронепоезд всё время изменял свой облик. Под руководством младшего лейтенанта Каморника матросы неутомимо расписывали бронеплощадки и паровозы полосами и разводами камуфляжа так, что поезд неразличимо сливается с местностью. Для сокрытия от вражеских глаз бронепоезд умело маневрировал по железной дороге, которая проходила в узких вырубленных в скалах выемках, или в тоннелях. А чтобы сбить с толку противника – всё время меняем места стоянок. Подвижной тыл наш тоже в непрерывных разъездах» – докладывал со своего фронта старшина группы пулеметчиков <nobr>Н. И. Александров</nobr>.
Вклад этой бронированной крепости в защиту Севастополя сложно переоценить. Благодаря его героическим атакам были превращены в руины 9 дзотов, 6 блиндажей, 30 пулеметных гнезд, а враг потерял около 1500 своих солдат и транспортные средства: самолеты, автомашины и даже танки. Бесценна помощь бронепоезда при атаках наших войск и подвозе военного снаряжения и снарядов. Знаменитая 30-я батарея, расположенная на северной стороне города, также обязана «Железнякову» своей возможностью противостоять немецким оккупантам.
«Зеленый призрак» за период с 1941 по 1942 год осуществил более 140 боевых выходов, каждый из которых работал на защиту родного Севастополя, а в итоге – приближал нашу победу. Потеря бронепоезда сулила значительный проигрыш в обороне города, поэтому во время ремонта в 1941 году было заменено некоторое вооружение бронепоезда на более эффективное, и уже скоро «Железняков» снова отправился в горячие точки.
Запоминающимся эпизодом того времени стал стремительный налет «Зеленого призрака» на Мекензиевы горы 22 декабря 1941 года. Внезапно появившийся бронепоезд застал захватчиков врасплох, еще раз оправдав свое таинственное прозвище. Сметая прицельным огнем на своем пути людей и технику, бронепоезд исчез так же внезапно, как и появился, нанеся значительный урон врагу.
Кроме обстрелов и уничтожения противника, бронепоезд прославился и «мирными» выездами. Заключались они в доставке оружия и топлива. Поскольку для работы бронепоезда требовался уголь, нередко совершались дерзкие кражи угля прямо из лагеря противника или со станции Мекензиевы горы, которая на протяжении всей обороны переходила из рук в руки.
Когда же добыча таким способом оказалась слишком опасной, а запасы угля на станции истощились, машинист бронепоезда предложил использовать для заправки бронепоезда смесь из угольной пыли и гудрона.
Оборона Севастополя слабела, и советские войска отступили на Северную сторону. 21 июня 1942 были подорваны артиллерийские орудия, однако состав бронепоезда продолжал упорно сопротивляться наступлению немецких войск. Скрываться стало труднее, однако «Железняков» нашел себе прибежище – Троицкий тоннель, ставший для него последним местом дислокации. Но пока велись обстрелы на суше, бронепоезду угрожала опасность с воздуха.
26 июня был нанесен роковой удар. Скальные валуны во время авиационного обстрела были обрушены и придавили часть бронепоезда. Благодаря второму выходу из тоннеля, бронепоезду удалось отсрочить свою неминуемую гибель. Последние дни состав «Железнякова» принял с достоинством настоящего воина – стрельба по врагу продолжалась. Через день был завален второй выход и легендарный железнодорожный локомотив затих на долгое время. Несмотря на абсолютное преимущество захватчиков, экипаж бронепоезда сражался до 3 июля в неравном бою.
«Зеленый призрак» и у врагов не остался без дела, в оккупированном городе фашистам очень требовались железнодорожные пути. Поэтому Троицкий тоннель был расчищен, а бронепоезд «Железняков», как ценная добыча, освобожден из-под каменных глыб. Захватчики не погнушались использовать его в своих целях: на основе бронеплощадок «Железнякова» немцы создали бронесостав «Ойген», который во время битвы на Сапун-горе был взорван. Так закончилась увенчанная славой история крымского «Зеленого призрака».
Подвиг этой машины, оживленной человеческими руками, невозможно забыть!
В честь бронепоезда «Железняков» в 70-х годах возле Севастопольского автовокзала был установлен однотипный паровоз, выкрашенный черной краской с надписью «Смерть фашизму», а в 90-е – рядом с паровозом на железнодорожной платформе установлено крупнокалиберное орудие. Пусть не в камуфляжной раскраске, как у «Зеленого призрака», но и этот двойник заставляет помнить о военном прошлом этой славной боевой машины!
На страницах Второй Мировой войны – миллионы кровавых отпечатков, тысячи абзацев и множество слов о находчивости и героической отваге советских солдат. И тогда, и сейчас их благородные жертвы будут называться подвигом, и никак иначе! Но этот подвиг был бы невозможен без надежных помощников – знаменитых орудий залпового огня «Катюша», танка «Т-34», а также без крепкой стали бронепоезда «Железняков», именуемого «Зеленым призраком».Только с ними стал возможен великий подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 года.
29 марта 2015 г., 15:32
Надежда Василенко
Ученица 8-А класса гимназии №1 им. А. С. Пушкина г. Севастополя

Еще в этой местности

11 015 памятных мест 11 058 историй 4 901 город

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

    Рейтинг@Mail.ru