Воинам Великой Отечественной войны посвящается
улица Борисова
Памятная доска на доме, где жил Герой Советского Союза В.А. Борисов
Улица, носящая имя Героя Советского Союза Борисова Василия Александровича.
Зелёные улицы новые,
И роща, что солнца светлей
Лобня – мой город любимый
Лобня – город завтрашних дней!
Наш город совсем молодой! Но как много знаменательных событий произошло здесь! И самое главное из них – Великая Отечественная война 1941−1945 гг. Память о ней запечатлена в многочисленных монументах города, бережно хранится в сердцах лобненцев, ежедневно звучит в названиях улиц моего города: улица лейтенанта Бойко, проезд Шадунца, улицы Туголукова, Женевского, комиссара Агапова, улица Батарейная и другие. Наш рассказ об улице, носящей имя Героя Советского Союза Борисова Василия Александровича, потому что мы – борисовцы! Мы учимся в школе имени <nobr>В. А. Борисова</nobr>. Наша Дружина носит имя <nobr>В. А. Борисова</nobr>!
Василий Александрович родился 12 апреля 1913 года в селе Гора Поневиц Калязинского уезда в крестьянской семье. Семья рано осталась без отца и Василий уже с 7 – 8 лет считал себя добытчиком и мужчиной: помогал маме по хозяйству, копал и сажал огород, пас корову, рыбачил, добывал дрова, пилил и колол их.

Выжить всей семье помог
деревенский паренёк
Вася, Вася-Василёк,
а ведь был обычным.

Даже в юные года
не боялся он труда.
А учился он всегда
только на «отлично».

С детства любил небо. Первые его впечатления – далёкое солнце, неправдоподобно яркие звёзды ночного неба, до которых так хотелось добраться.
Авиатехникум, лётная школа –
всё на «отлично»: теория, практика.
Бредит воспитанник комсомола
Дальним Востоком и Арктикой.
Школу Борисов окончил на отлично и поступил в техникум, по окончании которого в 1933 году был зачислен в Тамбовскую лётную школу. И её он закончил с отличием в 1935 году!
Товарищи называли его «Рыцарем неба».
«Рыцарь неба», – его называли в полку
и «царём» величали «Борисом».
Друга выручить и дать врагу «огоньку», –
всё в бою мог Василий Борисов.

Ещё до войны в лётной книжке Борисова появилась запись: «Налетал без аварий тысячи километров и может пилотировать любой тип самолёта».
Полюбился он всем за твёрдый характер, прямоту, весёлость, умение вовремя прийти на помощь. Первые самостоятельные полёты в Дальневосточном Территориальном Управлении Гражданского воздушного флота… Хабаровск, о котором мечтал… Через 6 месяцев – Комсомольск – на – Амуре, и он уже командир звена, покорявший друзей находчивостью, смекалкой, чёткостью, решительностью. Полёты совершал на отечественных самолётах: У-2, ПО-2, ПР-2.

Камчатка, Север – край суровый,
Но тундра так цветёт весной!
Любовь, семья – оплот, основа,
Он счастлив – с сыном и женой!

Он первым в полку, досконально изучив машину, поднял в воздух десять стокилограммовых бомб и три пятисотки. Конструктор самолета <nobr>С. В. Ильюшин</nobr>, узнав о новости, сам осмотрел самолет и похвалил пилота за инициативу. Опыт Василия Александровича особенно понадобится потом, в жестокой битве за Сталинград.
1941 год… Страшная беда постигла нашу Родину. В первый же день Великой Отечественной войны Борисов отбил телеграмму своему командиру с просьбой отправить на фронт. В ответ: «Работайте! Когда надо, возьмём». Через три дня – вторая телеграмма. Ответ ещё короче: «Отставить телеграммы!» На первом же попавшемся самолёте Борисов прилетел в Хабаровск и предстал перед начальством: «Фашист к Москве лезет, а я тут сижу!». И был выставлен за дверь. Однако, предупредил секретаря, что будет поблизости. И действительно, через 2 часа зовут: «Борисов! Тебя к командиру! Срочно!». Разговор короткий: «Твоё счастье, партизан! Бери машину, и в аэропорт.»
И вот он уже во главе «девятки» идет над всей Сибирью на запад. Пока только он перегонщик самолетов-бомбардировщиков, но дело верное: чем ближе к фронту, тем проще решаются вопросы. После седьмого своего полета он встретил в дивизии старого друга, и упросил оставить в его в действующей армии. А жене писал: «Правительственное задание… Просто полеты». Был тогда Борисов уже командиром дальнего бомбардировщика ИЛ-4.
Через несколько месяцев боевой жизни 1 мая 1942 года в газете «Красный сокол» появилась заметка, в которой говорилось:"Таких, кто бы не знал Борисова, найти в подразделениях трудно, его знают все. Восхищаются его смелостью, мастерством пилотирования вслепую, в облаках и ночью. Инициативный, решительный, готовый на любую трудность, риск – таков Василий Александрович Борисов. В нем хорошо сочетаются качества товарища, командира, воспитателя. Борисов избран секретарем партийной организации. Он идет всегда впереди…&quot;
Летом и осенью 1942 года звену дальних бомбардировщиков Борисова приходилось часто вылетать в глубокий тыл противника бомбить военные объекты Кёнигсберга, Данцига, Варшавы, Бухареста, Берлина. Для пилота эти многочасовые полеты были труднейшей работой. Летели без синоптической карты, часто в неизвестной метеорологической обстановке, преодолевали неожиданные циклоны, подвергались остервенелым атакам зенитного огня наземной обороны и больших групп истребителей врага.
Препятствия, вставшие на пути к цели, закаляли волю, сплачивали дружный экипаж Борисова.
И вот он, внизу, распластавшийся чёрным пауком, Берлин. Вокруг полощут лучи прожекторов, разрывы зенитных снарядов, но 100-килограммовые «поросята» летят точно в цель.
Громил Василий Александрович и дальние, и ближние тылы противника и под Ленинградом, и под Воронежем, Сталинградом, Львовом… Всего экипаж Борисова совершил 300 боевых вылетов, 300 поединков со смертью.
Самолёт пронзает небо,
Жгучий ветер бьёт по лицу.
Но пилоту нельзя сомневаться
Наш Борисов берёт высоту
Где Борисов только не был,
На земле и в сизой мгле.
На земле – стремится в небо,
В небе – помнит о земле.
Пусть взлетают самолёты
Днём и ночью, круглый год.
Поднимают их пилоты,
Как Борисов, вновь и вновь.
Крылья птицы упруго стальные.
И стремимся мы только вперёд.
Мы такие пилоты лихие,
Что не страшен военный полёт.

…31 декабря – передышка, Василий Александрович дома, с семьёй…

Если ждут тебя, пусть дождутся,
очень важно кому-то быть нужным.
Сквозь любые преграды пробьются
все, кто любит, кто с верностью дружен.

И вдруг в репродуктор слышит: «Указ Главнокомандующего <nobr>И. В. Сталина</nobr>: «За смелость и отвагу в боях за Родину, за проявленное мужество… наградить Борисова Василия Александровича медалью «Золотая звезда» с присвоением звания Героя Советского Союза».
…Отгремели залпы войны. Герой Советского Союза Василий Александрович Борисов не захотел оставить небо. В 1946 году он демобилизовался из армии в звании полковника и в послевоенное время жил в Ямало-Ненецком автономном округе. Он снова перешел в гражданскую авиацию и занялся мирными делами. Командир авиагруппы руководит доставкой грузов и пассажиров стройкам Коми АССР, Тюмени, Заполярья, Красноярского края, Колымы. Его как старого знакомого радушно встречают на аэродромах Чукотки и Камчатки.
В 1959 году Василий Александрович Борисов – прославленный летчик, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны – был назначен начальником аэродрома «Шереметьевский».
11 августа 1959 года на аэродром впервые совершил посадку гражданский рейсовый самолет Ту-104, доставивший пассажиров из Ленинграда. На следующий день газета «Советская Россия» объявила об официальном открытии нового аэропорта. Этот день считается официальной датой рождения аэропорта.
10 мая 1960 года на «Шереметьево» со старого аэродрома в Тушино, который был включен в городскую черту Москвы, были перебазированы два летных отряда Управления полярной авиации, имевшие в своем составе самолеты ЛИ-2, Ил-2, Ил-14, Ан-2, Ту-4 и вертолеты Ми-2, Ми-4.
18 сентября 1962 года из аэропорта «Шереметьево» впервые в истории гражданской авиации стартовал групповой перелет вертолетов Ми-4 в глубь Арктики без сопровождения самолетов. И в нём участвовал Борисов! И летал он не только в Арктику, но и в Антарктиду. В один из таких перелётов им была совершена аварийная посадка. Благодаря слаженным действиям капитана Борисова, никто из пассажиров не пострадал. А самолёт ушёл под лёд. В нашем музее есть фотографии этого периода жизни Василия Александровича и макет самолёта МИ 14, на котором и была произведена та самая аварийная посадка.

Две жизни за одну свою, не менее,
он прожил, энергично, смело, значимо.
Не карьеризм, – духовное горение:
жизнь отдана, а вовсе не растрачена.
Почти десять лет пилот с огромным опытом дальних перелетов отдал работе в полярной авиации. Специальная эскадрилья вертолетов под командованием Борисова не раз летала на Северный полюс и к далекому Южному полюсу. При этом выросла и окрепла новая плеяда полярных летчиков. В 1966–1967 годах Борисов командовал авиаотрядом второй советской антарктической экспедиции. Полеты и в мирное время, особенно на Дальнем Востоке, сопряжены с немалыми трудностями. Здесь и погода преподносит свои сюрпризы, и посадочные площадки далеко не идеальны. А случается иногда и срочная, рискованная работа.
Так в послевоенные годы Василию Александровичу пришлось много работать над освоением реактивной техники. Он летал на вертолетах почти всех марок. Все особенности машин старый пилот узнал досконально и знания свои передал молодым летчикам.
Итог работы Героя Советского Союза <nobr>В. А. Борисова</nobr> в воздухе замечателен: свыше сорока лет в небе, высокие награды – два ордена Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Трудового Красного Знамени; почетные звания «Заслуженный пилот СССР», «Ветеран труда», на площади Победы в столице Ямало-Ненецкого автономного округа г. Салехарде установлена памятная плита в честь Героя. В городе Лобня, где жил и работал Василий Александрович, на улице названной в его честь висит памятная доска Герою.
В нашей школе Василий Александрович появился в октябре 1966 года, красивый, военная выправка, добродушный, он сразу завоевал сердца ребят.
Во всех делах, начинаниях, в праздники и будни, в походах был с нами. Его все уважали. Мальчишки с завистью смотрели на его награды, восхищались своим Борисовым.

Он в школу пришёл, ту, что к дому поближе,
с детьми пообщаться, зажечь оптимизмом,
в походы ходил, выводил их на лыжах,
учил ребятишек гордиться Отчизной.

Рассказывал часто о буднях военных,
знакомил с геройским своим экипажем,
считая себя самым обыкновенным,
стесняясь заслуг многих, кажется, даже.

Он школьникам нёс вдохновенное слово
и верил: детей не бывает бездарных.
Всегда помогал он мальчишкам бедовым,
и свет зажигался в глазах благодарных.

Был он земной Человек, любил людей и жизнь, жил тихо, скромно, увлекался охотой, рыбалкой, столярничал. Много читал, хорошо разбирался в политике.
Наверное поэтому 14 апреля 1995 года по просьбе ученического и учительского коллективов, решением Лобненской городской Думы средней школе № 3 присваивается имя Героя советского Союза – Борисова Василия Александровича, а с 2003 года имя <nobr>В. А. Борисова</nobr> носит и наша Дружина!
«Самый благородный, самый честный, самый добродушный, красивый, самый лучший Человек на Земле» – говорила о нём его жена – Антонина Ивановна.
Любой воин, любой гражданин может гордится таким итогом. А мы горды тем, что учимся в школе имени Борисова, являемся членами Дружины имени Борисова, живём в городе, где есть улица Борисова, а рядом – международный аэропорт, первым начальником которого был Василий Александрович Борисов!
О нём писать мы можем много,
Мы можем много говорить,
Чтоб знали дети, папы, мамы,
Кого нам помнить и любить.
Он был отличным человеком,
Трудился для родной страны.
А главное – он был героем
Священной длительной войны.
Сражался он с врагом отважно,
Ни сил, ни жизни не жалел,
Чтоб жили мирно и спокойно,
Для нас он этого хотел.
Нам есть пример для подражанья!
Пусть каждый для себя решит,
Что имя славного героя
Он никогда не посрамит.

Хочется лишь добавить – особенно мы, ученики 8-го кадетского класса школы № 3 имени Героя Советского Союза Василия Александровича Борисова г Лобни Московской области, никогда не посрамим имя Героя, и дальше будем стремиться быть достойными этого высокого звания!

Он был для детей и понятным, и близким,
живым воплощеньем мужчины, героя.
Нет в городе нашем ему обелиска,
Но памятник в городе, верим, откроют!

Кадеты МБОУ СОШ № 3 имени Героя Советского Союза <nobr>В. А. Борисова</nobr>. г. Лобня Московской области
27 марта 2015 г., 13:16
Кадеты 8 кл. МБОУ СОШ №3 им.Героя Советского Союза В.А.Борисова
"Кадеты Дальней авиации" -
8 кадетский класс на базе общеобразовательной школы.
Андриянова С.В., директор школы;
Архипов С.Н., воспитатель кадетского класса;
Никитина Ю.О.,педагог-организатор школы;
1.Антонников Даниил
2.Верченко Богдан
3.Внуков Андрей
4.Войтенков Даниил
5.Волошкин Андрей
6.Волошкин Константин
7.Дронов Артём
8.Дубровский Дмитрий
9.Залогин Павел
10.Кирилкин Владимир
11.Майоров Дмитрий
12.Николаев Даниил
13.Сафиуллин Джамиль
14.Чайка Антон
15.Юларжи Иван

Еще в этой местности

11 015 памятных мест 11 058 историй 4 901 город

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

    Рейтинг@Mail.ru