Воинам Великой Отечественной войны посвящается
улица Шевченко
ПО «Стрела»
Тяжелым испытанием для нашей социалистической Родины была Великая Отечественная война. Жители Оренбургской области, как и весь советский народ, с первых дней войны принимали участие в тяжелой битве с врагом. Первые эвакуированные прибыли в нашу область 9 июля 1941 года. Почти 6000 человек разместилась во всех её районах. Уже к 15 октября 1941 года в Оренбургскую область было эвакуировано почти 96 тысяч человек из прифронтовых районов Советского Союза. Длинные составы, шедшие непрерывной вереницей на восток, создавали грандиозную панораму народного бедствия. Усталые лица людей, суровый взгляд исподлобья, крепко сжатые губы
говорили о непоколебимой решимости победить, во что бы то ни стало.

Во время Великой Отечественной войны Оренбургская область, наряду с другими областями Урала, была превращена в крупную промышленную и сельскохозяйственную базу страны. Ни днем, ни ночью не прекращались работы. Не хватало мужчин – за дело брались женщины, пенсионеры и дети. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны. Лучшие здания Оренбурга были переданы и оборудованы под госпитали. Кровь раненым давали 1600 доноров. Особое значение имел сбор теплых вещей для Красной Армии. Их сразу же отправляли на фронт. Своим трудом тыловики – патриоты помогли Родине выстоять в смертельной схватке с фашизмом. Они ежедневно перевыполняли свои нормы в десятки раз. Вот так и в тылу ковалась Великая победа.

«ПО «Стрела» – одно из самых успешных предприятий региона. Сегодня оно представляет собой уникальный многопрофильный комплекс, становление которого неразрывно связано с историей отечественной авиации и ракетно – космической техники. История завода началась 1 июня 1928 года, когда в Ленинграде на базе авиаремонтных мастерских был создан авиаремонтный завод № 47. В 1941 году под угрозой блокады Ленинграда завод эвакуируется в г. Чкалов (г. Оренбург). Для размещения завода оренбургские власти передали авиамастерские, ангар, мебельную фабрику, два склада авиаучилища № 2. Необходимо было заново построить и смонтировать трансформаторную подстанцию, насосную, компрессорную станции, кузницу, самолетно-сборочный цех, гараж, столовую, а также реконструировать котельную. Одним из основных на авиазаводе был деревообделочный цех. Его создали на базе Оренбургской мебельной фабрики. Самолетное производство требовало, чтобы в помещениях жестко соблюдались определенная температура и влажность, кроме того не хватало площадей, это и осложняло ситуацию. Напряженнейшая работа строителей давала свои плоды: 25 октября 1941 года в эксплуатацию был запущен механический цех, предприятие начало выпускать продукцию. В годы войны на заводе было выпущено 1595 самолетов. Каждый 100-й самолет на фронтах Великой Отечественной войне был изготовлен руками оренбургских машиностроителей. В годы войны завод выпускал самолеты УТ-2, УТ-2М, штабной самолет Як-6 конструктора <nobr>А. С. Яковлева</nobr> и транспортно – десантный самолет Ще-2 конструктора <nobr>А. Я. Щербакова</nobr>, а также «лимузины». Это трехместные самолеты с отечественным двигателем мощностью 100 л.с. Не один десяток лет архивы хранили тайну деятельности 47-го авиационного завода, выпускавшего боевые машины и взрыватели мин для фронта. В 1954 впервые в СССР на оренбургской земле завод начал серийно производить вертолеты Ми-1. Всего было выпущено 597 экземпляров. Самолеты создавались в основном молодыми руками. Обучать приходилось в достаточно сложных условиях, ведь многие боялись подойти к станку, тем более забраться на крыло самолета. Но трудовой энтузиазм был поистине неиссякаем. В те тревожные дни необходимо было соблюдать режим экономии. Заботились о каждом килограмме цветных металлов в любом виде. 1943 год был отмечен перевыполнением планов. Это было время, когда для огромного большинства людей не требовалось ни поощрения, ни принуждения, чтобы они трудились высокопроизводительно. Они полностью осознавали свой долг и свою ответственность. Так жили и трудились оренбургские авиационники в годы Великой Отечественной войны, таким был их вклад, ставший подвигом через поколения и века.

В 2013 году объединение отметило 85-летний юбилей. За годы своего существования завод, основанный на базе авиационных мастерских, вырос в одно из крупнейших оборонных предприятий на Урале. Сегодня изделия этого завода востребованы как в нашей стране, так и за рубежом.

Нелегким и трудным был путь к победе. Тяжелой ценой досталась она нам. Не забыть тех жертв, которые понесла страна в годы Великой Отечественной войны. Только из числа жителей Оренбурга по далеко не полным данным погибло более 20 тысяч человек. Память о них будет вечно жить в сердцах всех поколений благодарных людей.
20 марта 2015 г., 12:20
Светлана Кручинина
Здравствуйте! Меня зовут Светлана, я ученица 7-А класса. Мне 14 лет. Я решила принять участие в этом проекте, чтобы отдать дань памяти героям Великой Отечественной Войны.

Еще в этой местности

11 015 памятных мест 11 058 историй 4 901 город

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

    Рейтинг@Mail.ru