Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Донецкая улица
Памятник-обелиск им. Мише Никулина
Автор Болдырев Виталий Иванович.
В 1942-1943 годах Ростовская область и в том числе х.Кресты (ныне Усть-Донецкий) была оккупирована фашистами.
В архивах школьного кабинета истории есть видеозапись встречи учащихся школы с Лященковой Татьяной Васильевной. Вот что она рассказала: "Мне было в 1943 году 22 года, а сыну Николаю 3 года. Муж и отец были на фронте, мы жили с матерью в маленьком домике. Принесли нам на носилках немцы раненого мальчика, это было 11 января 1943 года, число я хорошо помню, потому что это день моего рождения. Принесли к нам в дом, потому что все остальные дома были заняты оккупантами, а наш дом был старый, холодный, окна были забиты мешками и досками.
На мальчике была гимнастерка и бушлат, в кармане немцы нашли бинт и 2 кусочка хлеба. Немцы приходили каждый день и допрашивали его, мальчик им сказал,что он побирушка, но ему немцы не поверили били его и кричали,что он партизан. Мы увидели,что у Миши обморожены руки и взялись пузырем. Лечили мальчику руки народными средствами и каждый день ходили по хутору и просили по каплям молочка в кружечку, этим и поили мальчика". Когда начались бои за освобождение хутора, к Лещянковым пришла семья Брюлиных. Екатерина Ивановна вспоминает: "Когда мы зашли к Тане, то я увидела беленького, худенького мальчика, губенки у него потрескались, он бредил. Кругом все грохотало. Мишу положили рядом с печкой, там было теплее. Мы все спустились в подземь, а моя мама, у нее были больные ноги, осталась наверху с Мишей. Так мы отсиживались пока не пришли наши." Татьяна Васильевна нашла санчасть и командира и провела его к себе в дом. Миша сказал ему, что его фамилия Никулин и шел он из станицы Семикаракорской через станицу Кочетовскую в хутор Кресты с заданием партизпнского отряда "Гроза". Мальчик не договорил, потерял сознание. Врач осмотрел Мишу и сказал,что ему помочь уже нельзя. Днем его поили с ложечки, к вечеру он стал бредить и в 8 часов вечера 1943 года 9 февраля скончался.
Похоронили его 12 февраля в воронке от снаряда, недалеко от братской могилы.Тело Миши накрыли бушлатом и наложили сверху комья земли со снегом (на улице была лютая зима). А весною, когда стало тепло, Герасимов М.И. и хуторские пионеры выкопали рядом с воронкой могилу и положили туда останки Миши. В 1975 году был открыт памятник пионеру-партизану. В 1997 году приехали в Усть-Донецкий родственники Миши, останавливались у Лещанковой Т.В., которая вернула им фотографии и свидетельство о рождении Миши, оставленные ей партизанами.
14 марта 2015 г., 18:33
Коллектив кадет 6 класс Аксайского Данилы Ефремова казачьего кадетского корпуса МО РФ осуществляющих проект "География городов-защитников южных рубежей"
Мы занимаемся поисковой работой с 5 класса под руководством преподавателя географии Рукиной Натальи Владимировны.В этом году мы осуществляем проект "География городов- защитников южных рубежей"посвященной 70 летию Великой Победы .Посещаем города которые были участниками боевых действий на юге России, встречались с ветеранами, провели митинге у многих памятников.Но этот нас тронул больше всего,поскольку этот мальчик был нашим ровесником.
Рукина Наталья Владимировна
преподаватель географии ФГКОУ АДЕККК МО РФ
Сизякина Светлана Петровнапреподаватель русского языка и литературы ФГКОУ АДЕККК МО РФ
кадеты 6 "А" класса Аксайского Данилы Ефремова казачьего кадетского корпуса МО РФ

Еще в этой местности

11 015 памятных мест 11 058 историй 4 901 город

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

    Рейтинг@Mail.ru