Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Люблинская улица
Стела у ДК им.Астахова
Астахов Иван Михайлович- военный лётчик, командир эскадрильи 49-го истребительного авиационного полка, Герой Советского Союза. А для нас, люблинцев, гордость и пример для подражания.
Ваня Астахов был одним из многих советских ребят, жизни которых забрала война, и подвиг которых мы должны знать и передавать, бережно храня память Героев. Сегодня, общаясь с ребятами из школы № 487 в Москве, где хранятся различные экспонаты, рассказывающие о жизни и подвигах Ивана Михайловича, проходя мимо стелы у Дома культуры, названного в его честь или прогуливаясь в сквере между улицами Судакова и Совхозная, где установлен бюст Героя, отчетливо понимаешь значимость дела сохранения памяти воинов, отдавших свои жизни за наше будущее. Танкисты, летчики, артиллеристы, пехотинцы, моряки, партизаны…
Иван Михайлович Астахов родился 15 Мая 1921 года в селе Беломестное (ранее Веневского уезда) ныне Новомосковского района Тульской области, в семье крестьянина. Рано потерял родителей и с 12 лет воспитывался у старшего брата в Москве. Окончил 7 классов начальной средней школы № 487, затем работал в артели "Люблинский транспортник" и одновременно учился в аэроклубе города Люблино (ныне Люблинский район Московской области). Трудно сказать, когда начался путь в авиацию будущего пилота Ивана Астахова. Возможно, с того приятного впечатления, когда над Люблином регулярно пролетали самолёты, приковывая к себе взоры взволнованных мальчишек. А может быть, с того памятного 1937 года, когда Герой Советского Союза Михаил Громов вслед за своим учеником Валерием Чкаловым совершил исторический беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Америка. Не исключено, что решение стать авиатором окончательно сформировалось в голове у мальчика именно во время учебы в аэроклубе города Люблино, а затем с 1939 года - в Борисоглебской Краснознамённой военной авиационной школе лётчиков имени В. П. Чкалова. После её окончания, Астахов приехал на побывку в Люблино к своим родственникам, друзьям. Его поздравляли, с особой завистью рассматривали на левом рукаве гимнастёрки знак лётчика ВВС.
В воскресенье, 15 Июня 1941 года, Иван Астахов справил свой день рождения. Было много цветов, пришли поздравительные письма от братьев Фёдора, Алексея и Николая. 20 лет. Счастливая пора! А впереди - желанная служба. Но начавшаяся через неделю война перечеркнула все мечты и планы.
С первых же дней Великой Отечественной Иван Астахов был на фронте. Вёл бои в воздухе, штурмовал войска противника на земле, сопровождал грозные штурмовики и бомбардировщики, летал в тыл врага на разведку. Даже в сложной обстановке воздушного боя никогда не терялся. Его не останавливало численное превосходство врага. В любых условиях он смело вступал в бой с противником и, как правило, одерживал победу. Так, 16 апреля 1942 года пилот истребителя 168-го армейского авиационного смешанного полка лейтенант И. М. Астахов в составе звена шёл на задание, когда рядом показалась группа из 20-ти бомбардировщиков и истребителей противника. Навязав ей воздушный бой, звено истребителей сбило 2 самолёта противника, остальные ушли на свою территорию, сбросив бомбовый груз беспорядочно на поле и, таким образом, не причинив никакого ущерба советским войскам.
Только за первый военный год он совершил 140 боевых вылетов, провёл 35 воздушных боёв и сбил 7 самолётов противника. Это было тяжёлое время битвы под Москвой. За смелость, мужество и умение побеждать врага лейтенант И. М. Астахов в сентябре 1942 года удостоился первого ордена. Уже тогда он считался одним из опытнейших воздушных разведчиков полка. Именно поэтому с декабря 1942 года старший лейтенат И. М. Астахов занимает должность заместителя командира эскадрильи 49-го истребительного авиационного полка. А ведь ему был всего 21 год[
С конца 1942 года войска Западного и Калининского фронтов, где базировался полк Астахова, вели подготовку к наступательным боям. Истребителям приходилось выполнять самую разнообразную боевую работу: они патрулировали над полем боя, охраняли от вражеской авиации наземные войска, вылетали на разведку, сопровождали за линию фронта бомбардировщиков и штурмовиков. Сам капитан Астахов находился в воздухе почти ежедневно, обучая своих подчинённых сложной профессии воздушного бойца, воспитывая у них мужество, отвагу, ненависть к врагам. Астахова всегда отличало умение быстро ориентироваться в сложной боевой обстановке, принимать одно - единственное правильное решение. За одно из таких решений, когда самолет Астахова блестяще справился со сложнейшей тактической задачей обнаружения большого количества вражеских танков на линии фронта, в 23 июля 1943 года Астахов был удостоен ордена Красного Знамени «за отвагу и мужество, проявленное в боях с немецкими оккупантами». По оценке командира полка подполковника С. Д. Ярославцева, «товарищ Астахов… своими боевыми делами завоевал авторитет и уважение как хороший лётчик-истребитель, разведчик и штурмовик. В боях с германским фашизмом проявляет мужество и отвагу. В неоднократных боях с противником он показал себя смелым воздушным бойцом, дерзким, решительным истребителем. В бою имеет хорошее чувство взаимопомощи к товарищам.»
К 20 июля 1943 года произвёл более 200 вылетов на разведку, фотографирование переднего края обороны противника, аэродромов и войск. В групповых боях сбил 7 самолётов противника. Только за период с 11 по 20 июля совершил 20 боевых вылетов. После награждения орденом Красного Знамени в августе 1943 года И. М. Астахов выполнял в день по 3-4 боевых вылета, совершив в общей сложности 64 вылета на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, приняв участие в 13 воздушных боях, в которых лично сбил 5 самолётов противника (за что 20 октября 1943 награждён орденом Отечественной войны I степени). За весь период пребывания в 49-м истребительном авиационном полку принял участие в Орловской, Курской и Смоленской операциях, совершил 118 боевых вылетов.
Вот как рассказывал Астахов в армейской газете в августе 1943 года об одном из своих боёв с фашистами:
"Бой нашей пары Ла-5 с тремя "Фоккерами" был характерен прежде всего вертикальным маневром. Нам удалось с самого начала связать инициативу противника, обеспечить за собой преимущество в высоте...
Фашист, видимо, заметил, как одна из двух наших машин зашла ему в хвост, и с переворотом пошёл вниз. Капитан Эмир Чалбаш устремился вслед за ним. Ему удалось сбить вражеский самолёт. Но оставшиеся враги решили отыграться на мне.
Увидев, как один гитлеровец зашёл в хвост моего самолёта, я решил схитрить, не стал уходить ни вверх, ни вниз, а спокойно "тянул" своего преследователя ближе к машине Чалбаша, который уже выиграл свой бой. Замысел полностью оправдался. Капитан дал очередь и отсёк "Фокке - Вульфа". Не упустив момента, я моментально развернулся и поймал вражеский самолёт в прицел. Несколько коротких очередей, и истребитель с фашистской свастикой пошёл к земле. Третий "Фокке - Вульф" решил не принимать боя и скрылся".
В передовой статье того же Августовского номера армейской газеты за 1943 год говорилось:
"Уничтожать в одном воздушном бою 2 или несколько вражеских самолётов стало боевым стилем многих истребителей и даже штурмовиков. Имена этих офицеров - старшего лейтенанта Астахова и многих других - широко известны. Они хорошо знают слабости врага и умеют навязать ему свою волю".
Как - то в минуту затишья к лётчикам в гости прибыл командующий 1-й Воздушной армией Генерал М. М. Громов. Вот тогда - то Астахов впервые и встретился со своим прославленным командармом. Из беседы с ним лётчик особенно хорошо запомнил следующие слова: "Сколько бы человек ни летал, он всегда должен приобретать новое, ни один полёт не должен пропадать даром". Этого правила лётчик Астахов и стремился придерживаться в последующих боях.
…К февралю 1944 года командир эскадрильи 49-го истребительного авиационного полка капитан И. М. Астахов совершил 283 боевых вылета (45 — на фотографирование переднего края обороны, 112 — на разведку войск и коммуникаций противника, 21 — на прикрытие аэроузлов, 77 — на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков и 28 — на прикрытие своих войск над полем боя). Участвуя в 63 воздушных боях, лично сбил 12 самолётов противника и 7 в составе группы (все подтверждены наземным командованием). Иван Михайлович успел освоить И-16, ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-5ФН.
…Последний раз он вылетел на выполнение боевого задания 7 Февраля 1944 года. В воздухе, в районе городе Рудня Смоленской области над передним краем пару "Лавочкиных" (Ла-5ФН) атаковало несколько истребителей врага. Противник, видя своё многократное численное превосходство, поочерёдно набрасывался на советские машины. Самолёт Астахова был подбит. Прикрывая товарища повреждённой и трудноуправляемой машиной, он продолжал бой и сбил одного из врагов. Но остальные 8 "Фокке - Вульфов" взяли истребитель в плотное кольцо. Когда не стало шанса уйти от 8-ми истребителей противника, прикрывая подбитого ведомого, совершил таран ещё одного самолета противника. Погибли оба…
Его похоронили в деревне Переволочье Руднянского района на Смоленщине. Прощальный залп из карабинов, скромный обелиск с красной звездой. Спустя несколько дней после этого самолёты 309-й Смоленской истребительной авиационной дивизии поднялись в воздух и взяли курс на запад, где бушевало пламя сражений.
Указом Президиума Верховного Совета от 1 Июля 1944 года отважному воздушному бойцу Ивану Михайловичу Астахову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно…
НАГРАДЫ
• Медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза (1 июля 1944, посмертно)
• Орден Ленина (1 июля 1944, посмертно)
• Орден Красного Знамени (23 июля 1943)
• Орден Отечественной войны I степени (20 октября 1943)
• Орден Красной Звезды (17 августа 1942)
• медали.
13 марта 2015 г., 13:04
Анастасия Петрова
Ученица 3 «А», ГБОУ СОШ <nobr>№ 1148</nobr> им. <nobr>Ф. М. Достоевского</nobr>

Еще в этой местности

11 015 памятных мест 11 058 историй 4 901 город

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

    Рейтинг@Mail.ru